К ТЕБЕ ОБРАЩАЕТСЯ ПЛАКАТ

В грозные и прекрасные годы гражданской войны на революционных плакатах писали маленькими буквами строгое предупреждение: «Всякий срывающий этот плакат или заклеивающий его афишей совершает контрреволюционное дело!» Вот как! Но если сорвать плакат - «контрреволюционное дело», то выходит, что плакат делает свое, революционное, дело!

«Плакат - это разящий удар, направленный на голову классового врага, это - возбудитель активности масс, и ему должно быть оказано надлежащее внимание» - так писал художник Дмитрий Стахиевич Моор, нарисовавший за короткую июньскую ночь один из лучших плакатов гражданской войны. Красноармеец указывает пальцем прямо на тебя: «Ты,- говорит он,- записался добровольцем?» Моор рассказывал: «Я собрал много разговоров по поводу этого плаката. Некоторые мне говорили, что они стыдились его, что им было стыдно не записаться добровольцем». Его красноармеец был комиссаром, он звал людей на защиту революции, требовал решимости и мужества. Как подсчитать, скольких людей убедил этот красноармеец, за одну короткую ночь нарисованный большим художником? Это плакат-борец. Правильно сказал Моор: «Мы относились к искусству как к восстанию!»

А во время Великой Отечественной войны плакаты наклеивали на танки, шедшие в атаку. Вся страна помнила вдохновенно-суровое лицо женщины на плакате И. Тоидзе «Родина-Мать зовет!». Плакаты защищали Родину! А что защищают они сейчас, в мирное время? Как проверить их действенность?

В издательстве «Плакат» создан специальный научно-методический сектор, или, как его чаще называют, «отдел эффективности». Эффективен ли плакат - то есть действует ли он, вмешивается ли в жизнь? Это и проверили. Приехали в город Ростов-на-Дону и в одном районе области провели эксперимент.

Много зерна теряется во время уборки хлеба - с уборочных машин сыплется зерно, при погрузке и разгрузке золотые зернышки разлетаются, да и на поле нет-нет остаются колоски. Если с каждого квадратного метра хлебного поля страны поднять один (только один!) потерянный колос, то государство получит дополнительно один миллион триста тысяч тонн зерна! Привезли во время уборочной кампании в Сальские степи разные плакаты и расклеили их на бункерах комбайнов, на тракторах, бортах уборочных автомашин, на фермах, элеваторе, в столовых и красных уголках. Куда ни кинешь взгляд - обязательно видишь: «Сбережем!», «Не теряй!», «Не оставляй!» Запомнился всем плакат Б. Решетникова «Не теряй!»: едет уборочная машина, а шофер-ротозей не видит, как с машины сыплются зерна. И на лету (так придумал художник) зерна эти превращаются в круглые металлические рубли. Не зернышки - деньги народные теряет ротозей-водитель!

Один секретарь парткома сказал так: «Устная агитация не до всякого доходит. Не всякий ее запоминает. А тут плакат-«молния» - хочешь не хочешь, а в глаза бьет. Куда ни повернись - напоминают, требуют: смотри ж, не подведи, все до зернышка и собери и довези до места! Ну, старались, конечно...» Старались - и потери зерна по сравнению с прошлым годом, когда плакат в уборочной не помогал, сократились на 60 процентов!

Вот что может плакат!

Во время войны плакаты шли в атаку. Сегодня, в мирное время, фронт трудовой. И вместе с рабочими на великие стройки первым приходит плакат.

Сколько замечательных заводов, строек в нашей стране! Но, может быть, красивее всех «Атоммаш». - Ах, как с моря смотрится наш завод: голубой-голубой, как корабль! Топография у завода красивая! - так мне один атоммашевец сказал.

А подойдешь к заводу поближе - это уже не корабль, а горы. Главный корпус высотою с двадцатиэтажное здание, а длиною почти километр. Мастерам велосипеды дают по этому корпусу ездить: десятки километров в день наезжают. - Итог мирового станкостроительного развития,- гордо о заводе рабочие говорят.

Работать на таком заводе - большая честь. Со всех концов страны приехали сюда рабочие, их увлекал новый лозунг: «Атоммаш» зовет!

Как строили «Атоммаш», я не видела. Приехала, когда завод уже выпускал атомные реакторы: сердца атомных электростанций. «Самоварами» рабочие их называют. Вошла в первый корпус: голова закружилась. На высоте шестидесяти метров конструкции переплетены, молодые девчонки гигантскими мостовыми кранами управляют...
- А это что?
- А это станки!

Станки?! Высота этих станков - с трехэтажный или даже четырехэтажный дом. Не под силу, кажется, людям на таких станках работать, не под силу таким рабочим зданием владеть.

На большой высоте в конструкции вмонтированы плакаты. Не те листы, которые издательство «Плакат» выпускает, а огромные, перерисованные с маленьких заводскими художниками. Смеются на плакатах молодые богатыри, а внизу крупными буквами написано: «Пусть нам завидуют потомки!» Богатыри - это рабочие. Плакаты исправляют заблуждение нашего глаза, которому люди рядом с машинами кажутся муравьями. Ведь те, кто управляет такими машинами-гигантами, и есть настоящие чудо-богатыри, хозяева великой страны. И всем сердцем рабочий человек ощущает:

По-ленински пряма дорога наша - От ГОЭЛРО до «Атоммаша».

А в середине огромного корпуса устроены зоны отдыха: невысокими перегородками отгорожены небольшие залы, где на стенах висят уже плакаты обыкновенного размера. Здесь рабочие читают, играют в шахматы.

Трудно ли сделать плакат? Очень трудно. Ведь он должен быть понятен всем. Вот, например, на том же заводе плакат, где изображен мощный крюк подъемного крана, поднимающий легкое птичье перо. Некоторым крюка и пера достаточно: разве можно, понимают они, могучий механизм приводить в движение из-за пустяка? Кто же этого не понял, для того крупными буквами пишут «СТОП!». А для тех, кто и этого не понял, маленькими буковками объясняют: «Рационально используйте технику!» На трех уровнях сделан плакат...

Тому, кто понимает первый уровень, достаточно бросить на плакат мимолетный взгляд, и он сразу воспримет его призыв. На такой мимолетный взгляд и рассчитан плакат. Поэтому люди на улице около плаката редко останавливаются: они понимают его с ходу. Хороший плакат может многое сделать: он борется за мир, укрепляет трудовую дисциплину, учит обращаться с машинами и беречь трудовое время, видеть в оброненном зернышке народный рубль, помогает охране здоровья населения, прививает любовь к физкультуре и спорту, воспитывает в людях чувство советского патриотизма и гражданского долга.

Поэтому посмотри с уважением на плакат, который ты встретишь на улице, оцени вложенный в него труд художника. Ведь хороший плакат всегда наш помощник и боевой товарищ.

исходный текст: «Юный художник», 1983

Вверх страницы
Статьи !
Дизайн: palata6
Хостинг от uCoz